Ландшафтные форумы GARDENER.ru
http://forum.gardener.ru/

Минск - Музей Валунов
http://forum.gardener.ru/viewtopic.php?f=23&t=4481
Страница 1 из 1

Автор:  Андрей Коровянский [ Вс апр 03, 2011 10:18 pm ]
Заголовок сообщения:  Минск - Музей Валунов

статья с сайта http://www.minsk-old-new.com/minsk-2740.htm

Это самый загадочный музей не только в Минске. Ни одна столица Европы не имеет такого музея. Лишь на территории Литвы создан аналогичный музей, правда, он в 2-3 раза меньше нашего и довольно примитивен по своей структуре.

Музей валунов был создан в 80-е годы двадцатого века. Находится он на восточной окраине Минска между Академгородком и микрорайоном Уручье-2 в пойме реки, которая протекала в тех местах много-много лет назад. Работает круглосуточно. Это одновременно и парковая зона города - место отдыха минчан. Территория музея была излюбленным местом отдыха не только жителей микрорайона Уручье, но и всех горожан. Он знавал на своем веку многочисленные экскурсии школьников, студентов, бывали здесь и иностранные делегации. Валуны - часть природы, важный объект истории и культуры белорусов, предмет научных исследований.

Изображение
Фото Александра Мелеховца

Уникален белорусский музей валунов и тем, что представленная коллекция камней - живая энциклопедия для студентов. Здесь наглядно можно получить знания о горных породах.

Интересен замысел музея - на огромной территории валунами и камнями поменьше выложена карта Беларуси. Группами валунов обозначены города и крупные населенные пункты республики, а тропинки обозначают основные транспортные артерии.

Самые высокие холмы на карте (до 3,5 м), расположенные в центральной ее части, имитируют возвышенность с максимальными абсолютными отметками 346 м (гора Дзержинская) и 342,7 м (гора Лысая). Холмы поменьше – это другие возвышенности Беларуси.
Наиболее интересные экспонаты – 500 крупных валунов – размещены на карте именно в тех местах, откуда они и были вывезены. Речная система изображена в виде дорожек. В местах расположения областных центров посажено по три ели. Границы карты очерчены низкорослым кустарником.
Если подъехать к парку со стороны Уручья и спуститься вниз по лестнице, попадём прямо на Аллею валунов. Это цепь из наиболее крупных ледниковых глыб, выложенных вдоль дорожки, которая соединяет микрорайон Уручье-1 с Академгородком. Экспозиция «Питающие провинции» занимает северо-западный угловой участок парка. На юго-восточном - «Петрографическая коллекция» в форме круга, обрамленного пешеходной дорожкой и разделенного на четыре сектора. Внутри круга – коллекция ледниковых валунов из различных по составу и происхождению горных пород. Название экспозиции «Форма валунов» на восточной площадке парка говорит само за себя. Еще одна экспозиция – «Камень и человек» расположена в южной части парка.


Изображение


Таким образом, структура музея - миниатюрная имитация Беларуси, с сохранением деталей рельефа, всей нашей страны и территории, прилегающей к ней: настоящим возвышенностям соответствовали искусственные холмы, дорожки олицетворяли главную речную систему, два небольших бассейна играли роль озера Нарочь и Минского моря. Валуны на этой "каменной" карте располагались точно по географическому принципу: именно в тех местах, где они были собраны на самом деле.


Изображение


Изображение



Изображение


Оценив важность валунов для изучения родной земли, осознав необходимость сохранения наиболее ценных экземпляров, в Минске под патронажем АН БССР в 1976 году формируется научно-техническая геологическая экспедиция. В течение пяти лет 2134 валуна было привезено на территорию музея. Здесь собраны валуны со всей Беларуси. Когда-то много миллионов лет назад занес их к нам великий ледник. Собрать тысячи огромных камней со всей Беларуси и привезти их сюда было весьма не простым делом.

Изображение

Изображение

Свой замысел создатели музея (ученые-энтузиасты из Института геохимии и геофизики Национальной академии наук Беларуси), к их чести, во многом реализовали.

В 1985 году завершился первый этап работ: на месте болота сделали площадку, сформировали рельеф, разложили камни. На территории шести гектаров сымитирована территория Беларуси, на которой посредством ледниковых валунов и камней поменьше обозначены основные населенные пункты страны. Затем должны были взяться за микрорельеф, его благоустройство, создание площадок отдыха, малых архитектурных форм (указателей). Этого этапа молчаливые камни ожидали очень долго - более 16 лет. Идея воплощена, но развития не получила. В 1989 г. музей валунов объявлен памятником природы республиканского значения.

Изображение

В начале 1990-х годов белорусские ученые намеревались создать здесь "каменный зоопарк", воплотив в бетоне и пластике образы животных ледникового периода, некогда обитавших на этой территории. Среди каменных глыб должны были появиться мамонт, большерогий олень, шерстистый носорог, пещерный медведь, тур, овцебык, саблезубый тигр. Но из-за финансовых трудностей данному проекту не суждено было сбыться.

Все последние года существования музей валунов балансировал на грани выживания.

Долгое время памятник республиканского значения находился в бурьяне и зарослях. Существованию единственного в СНГ уникального музея валунов грозило исчезновение. Яркий пример: крест-идол - экспонат, возраст которого исчисляется столетиями, хранящийся в вестибюле Института геологических наук.

Носители геологической, исторической, этнографической, биологической и другой информации - молчаливые свидетели жизни нескольких поколений требуют к себе внимания и наталкиваются на каменную стену.

Изображение

Но все же наступают перемены. Эту открытую геологическую площадку, являющаяся экспериментальной базой по изучению ледниковых валунов, собираются более широко использовать в научных, воспитательных, туристических и культурно-просветительских целях.

Изображение

Изображение



В ближайшее время планируется приступить к реконструкции территории музея с созданием объектов питания, мини-железной дороги в парковой зоне, павильона сувенирной продукции, гостиничного комплекса и ресторана.

Ниже приведена статья Яроша Малишевского о легендарных валунах Беларуси. Она как нельзя лучше подходит для иллюстрации этой странички.

Каменные легеды

С давних времен камни играли в жизни белорусов большую роль. Здесь всегда существовал и был широко распространен культ камней, что не могло не отразиться на многих сторонах жизни народа, особенно на религиозных, поэтических, философских, на традиционном укладе его жизни, на исторических событиях, известных людях, о чем и хотелось бы немного рассказать.

Особую известность у нас получили так называемые Борисовы камни, которые издавна привлекали к себе внимание. Встречались эти громадины, оставшиеся со времен ледника, в основном на севере Беларуси. В русле Западной Двины, в разных местах, начиная от Полоцка, виднелось немало величественных гранитных валунов с высеченными на них разной формы крестами и надписями, в некоторых это имя и упоминалось: "Господи помози рабу своему Борису". В народе их называли Борис-Хлебник, Писаник, Борис-Глеб.
Один из этих памятников с надписью "Сулиборь хръсть" вытащен из реки, в 1888 году увезен в Москву и находится в музее-заповеднике "Коломенское". Еще один в 1981-м перевезен в Полоцк и установлен на Верхнем замке, рядом с Софийским собором. Этот семидесятитонный камень имеет 8 метров в окружности, длина креста - полтора метра. По обе стороны шестиконечного креста на нем высечено: "ХС. Ника. ГИ (Господи) помози рабу своему Борiсу".

Изображение

Изображение

Один из подобных гигантских камней в русле Вилии, который имел название Прывитальня, мешал когда-то судоходству, и те, кто плыл возле него, бросали хлеб-соль, приговаривая: "Приветствую тебя хлебом-солью! Прими, а меня пропусти!"

Известны такие исполины и на суше: один стоял у деревни Высокий Городец Толочинского района. Он представлял собой почти квадратную плиту с восьмиконечным крестом и надписью по краям и назывался "Кравец" или "Степан". По легендам, Степан обладал чудесной силой. Достаточно было вечером принести к нему скроенную ткань и попросить: "Степан, пошей мне жупан!" - как наутро на поверхности камня лежала одежда. Так долгое время камень обшивал местных крестьян, получив отсюда свое имя - Кравец. Таких камней известно несколько. Они "сами" шили сапоги, одежду, будучи в прошлом сапожниками или портными, проклятыми за то, что работали в праздник.

Сохранился камень на Вилейщине, в деревне Камена. Это глыба одиннадцатиметровой окружности с крестом и надписями, среди которых слова "Воротишин хресть". Возможно, Воротиша и Сулибор - имена мастеров.

Так называемый Рогволодов камень стоял возле деревни Дятлово Оршанского района. Надпись на поверхности плиты гласила: "Въ 6679 (1171) месяца мая въ 7 день доспенъ крест сей. Господи помози рабу своему Василію въ крещеніи именемъ Рогволоду сыну Борисову". В 1171 году Рогволод был князем в Полоцке. Местные жители называли камень гробницей и почитали как святыню. В легенде говорилось о том, что когда-то он стоял на ногах и имел голову в виде животного. Местный мельник, отрубив голову, переделал его на мельничный камень, который не только сам перемололся в песок, но также измолол все состояние и семью мельника. (Чем не сюжет для триллера?) Позднее над ним была воздвигнута часовня, а советские времена этот памятник не пережил - взорван в 1930-е, как и "Кравец".

Изображение

Огромные гранитные валуны, широко известные монументальные памятники нашей истории и письменности, издавна вызывали массу суждений и споров. Камни-исполины с выбитыми на них крестами стояли по Западной Двине и в Латвии почти до Балтики, красноречиво свидетельствуя о принадлежности Полоцку Нижнего Подвинья.

Изображение

Были разные мнения о происхождении рисунков и надписей, но до сих пор ни одно не может быть признано полностью убедительным. Выдвигались версии о том, что валуны были обозначением границ Полоцкого княжества, однако все они находятся в глубине его территории. Есть теории и о том, что так обозначались символы борьбы новой веры с язычеством. До принятия христианства эти камни были языческими святынями. Высекая крест, полоцкий князь как будто боролся со старой верой и одновременно увековечивал свое имя. Есть гипотеза, что название одного из них - Борис-Хлебник означает, что с именем Бориса в этом случае связывался древний сельскохозяйственный праздник первых всходов яровых, к которому еще в ХII веке приурочили в мае день святых Бориса и Глеба. Возможно, название было дано за похожесть его формы с караваем хлеба. Некоторые ученые считают, что надписи и кресты на части из них высечены во время страшного голода в мае 1128 года. Тогда снег лежал до мая, мороз побил озимые, люди ели мох и солому. Борис - это полоцкий князь, сын легендарного Всеслава Чародея. Возможно, появление просьбы о помощи связано с военными походами Бориса на балтийские племена ятвягов и земгалов в ХII веке. Тем более характерно размещение их по Двине на запад от Полоцка, куда и шли походы, вот и отдавался приказ высекать эти надписи, прося помощи у Господа. У села Краславки в свое время стоял камень с надписью "Да не убоится душа моя врага моего с твердою рукою десницы отрасль Святополка Александръ". На валуне - шлем воина с изображением солнца, что еще более утверждает в мысли о "военном" происхождении символов. Камниисполины с выбитыми на них крестами стояли по Западной Двине и в Латвии почти до Балтики, красноречиво свидетельствуя о принадлежности Полоцку Нижнего Подвинья.

Стоит только пожалеть, что почти все полоцкие камни - эти бесценные памятники нашей древности, национальные святыни - погибли. Некоторые из них были взорваны в ХIХ веке, другие - в советские времена.

Изображение


Однако несмотря на все разрушения, и сегодня в Беларуси сохранилось немалое количество священных в прошлом валунов.

В Столинском районе недавно (сообщение за 2007 год) было обнаружено 37 камней с нанесенными на них загадочными символами и текстовыми надписями. Эти валуны теперь находятся на территории парка Радзивиллов в деревне Маньковичи. Найдены они были в Столине при прокладке водопровода и доставлены в деревню для дальнейшего научного изучения. По мнению специалистов, надписям не менее 900 лет, и часть их аналогична рунам алфавита Футарк, скандинавским, тюркским, венгерским, алтайским, болгарским и другим. Известно, что руническая знаковая система практически полностью исчезла при крушении древних цивилизаций. Предполагают, что часть валунов применялась при отправлении языческих обрядов, а затем, когда внедрялось христианство, была использована в фундаментах несохранившихся древних церквей.


Обращает на себя внимание, какое уважение к камню питал в древности человек. Часто над поклонными камнями возводились часовни, храмы и монастыри. Значение его в легенде, песне живо и до сих пор. Языческие представления здесь тесно переплетены с христианскими темами. Так, нередко бывало, что найденных в земле древних каменных идолов ставили в часовнях или при дорогах вместо католических или униатских святых - явление, абсолютно невозможное во многих христианских странах.

Сказания о превращениях живых существ в камни в своих главных деталях повторяются в разных местностях. Рассказывающие убеждены, что они видят на камнях человеческие лица, животных, слышат даже жалобные стоны, выходящие из-под камней. Поверья говорили, что если сильно ударить такой валун, то из него потечет кровь. Поддержанию подобных представлений способствовало то, что у нас в болотах, на берегах рек и озер действительно много камней, имеющих необычные формы в виде головы либо живых существ. В Беларуси нет почти ни одного большого камня, который бы не имел своего собственного имени: Великий Камень, Святой Камень, Кравец, Степан, Змеиный Камень, Чертова ступня… Практически с каждым связано какое-либо предание. Некоторые отождествляются с людьми, окаменевшими за работу в Вялікдзень (Пасху), или со свадьбами, которые якобы не уступили друг другу дорогу, или встретились с лютым змеем, который не дождался приветствия, проклял их и навсегда превратил в камни. По легендам, под одними камнями закопаны клады, возле других в полночь происходит сборище разной нечисти, которая правит там свои жуткие шабаши. Некоторые из них "работали" в качестве магнита, сбивая с дороги путников. Камни, по древним представлениям белорусов, не что иное, как прогневавшие Бога, заколдованные за грехи земля, люди, животные, пни, хлеб, то есть все то, что когдато имело живую форму, росло, двигалось, чувствовало.

Ранее у нас существовал интересный обычай: по ручьям и небольшим речкам класть камни с высеченными на них изображениями стопы, подковы, серпа, меча… Так обозначалось желание увековечить какое-нибудь важное в жизни событие, либо это были особые памятники умершим, использовавшиеся и в качестве кладки через воду. Проходящий и пользующийся переправой был обязан за это помолиться за упокой души, в память которой эта памятка положена. Есть также поверья о том, что душа еще некоторое время блуждает по земле, в это время изредка навещая родственников на Коляды, Радуницу, Дзяды, и эти знаки помогают душам не заблудиться в темноте.
В культовых целях камень использовался издревле. Своих богов язычники высекали из камня. Христианство, которое стало государственной религией, для отваживания людей от почитаемых ими священных мест вместо идолов ставило кресты, на камнях выбивались христианские эмблемы. Несмотря на приход новой религии, камни не утратили почитания и уважения к себе.

Можно вспомнить два интересных камня на Червенщине - Демьян и Марья. Прославились они своей чудодейственной силой: ходили слухи об исцелении паралитиков, хромых, глухих и пр. К валунам стекались на поклонение не только жители близлежащих местностей, но даже издалека. Этим камням приносили пожертвования: холсты, лен, шерсть, домашних животных и деньги. Порой пожертвования были так обильны, что их возили возами.

На Лепельщине, на берегу Воронечского озера стоял камень, известный в народе под названием Витовтовы тарелки. На нем были заметны следы шести углублений, действительно имеющих вид тарелок. Легенда говорит, что на этом месте обедал великий князь Витовт, когда в 1426 г. брал приступом замок Воронеч.

Камень в том же районе, у берега реки Ушачи имел название Витовтовы вилки, с соответствующим знаком. Вообще существует масса примеров народной памяти и уважения к великому князю, жизнь и деятельность которого глубоко врезалась в память белорусов. Существуют либо существовали Витовтовы броды, бани, шляхи, мосты…

Не менее интересны так называемые камни-следовики, названные так из-за отпечатков на своей поверхности. В одних случаях местные жители называли их "чертовыми следами", "следами дьявола" и т.д., в других - "Божьими следами", "следами Христа", "ногами Богородицы". Если первые пользовались дурной славой, их всегда обходило население, то последние были в огромном почете и привлекали немало пожертвований, здесь же ставились иконы. Считалось, например, что вода из "божьих следков" помогает излечивать от разных болезней.

В Беларуси камни-следовики встречались очень часто, ведя за собой вереницы историй. Например, о камне, что лежал под Слуцком, говорили, будто след остался от святого Николая, который шел в ближайшую церковь являть чудеса. О другом вам рассказали бы, что следы оставлены Святой Девой (Богородицей), в то время, как она шла в Иерусалим с маленьким Христом на руках и отдыхала на камне. А в средневековых документах упоминается, что еще в ХVI веке следовики находились в костелах и церквях, как, например, в Борисове.

Встречаются самые разнообразные и загадочные знаки, выбитые на валунах. Происхождение тех знаков, имеющих рукотворный характер, возможно, связано с охотничьими ритуалами, указанием направления дорог, старинных границ племен, проявлением культа бога солнца, который идет по Вселенной, приносит свет и дарит урожай, подковы на тех, что лежали у рек, могли показывать брод через реку…

Изображение

Кара и несчастья, рассказывали, настигали тех, кто пробовал использовать святые камни в корыстных целях. Так, известно несколько случаев, когда человек положил следовик в фундамент и дом сгорел. Некоторых начинали преследовать болезни, и камни приходилось возвращать. Неуважение к святыням также наказывалось. Немало ходило историй о том, как человек, проходя мимо, не помолившись или оскорбив камень, потерял зрение, вернувшееся лишь после искренних раскаяний и молитв на "месте преступления".
Целебные "функции" святых камней были довольно просты. Достаточно дотронуться, взять с него мох, отбить кусочек. Некоторые камни скоблили, а порошок служил лекарством. Действенным средством всегда считалась дождевая вода, собиравшаяся в углублениях.

Особенным уважением в народе пользовались места древних молений, так называемые "крушни" - груды камней - и "прошчы", которые состояли из крушни и старых деревьев. Им приписывали способность излечивать людей от самых тяжелых недугов. Распространены были массовые паломничества и крестные ходы к ним. К некоторым ходили на Радуницу, к другим на Троицу, Юрье, в воскресенье, в новолуние. Последние 200 лет их разбивали, пытаясь отвадить людей от язычества, а люди складывали их снова, и сила святынь, как верили в народе, только увеличивалась. Большой силой начинали обладать даже маленькие кусочки памятника.

Как это ни удивительно, но еще в начале ХХ века в Минске существовало капище, история которого уходила вглубь на добрую тысячу лет. Стояло это былое языческое святилище на берегу Свислочи, напротив места, где позднее построен Дом учителя. Здесь до начала прошлого века была "молельня у камня", пользовавшаяся большой известностью, а при ней последние служители - отец и сын Севостеи. В комплекс святилища среди прочего входил камень, дуб в четыре обхвата, выложенное из камней место для священного костра на деревянной площадке над рекой. Камень, обладавший чудодейственной силой, назывался "Дед" или "Стары". Дуб, что сохранялся до конца ХIХ века, возможно, был последним из языческой дубравы, которые также в свое время считались святыми.

В парке есть каменные кресты – древние символы веры и предметы культа христианской религии. Один из них, высеченный из розового гранита, нашли на средневековом могильнике в лесу в Докшицком районе Витебской области. В центре креста высечено схематичное изображение рыцаря с мечом и щитом, с короной над головой, у ног – надпись RSB, которая расшифровывается как Rex Stefan Batоry (король Стефан Баторий). По преданию в этом месте под Докшицами 450 лет назад обедал польский король Стефан Баторий во время одного из походов войск Речи Посполитой на восток.
Был еще крест – идол богини Мары. Но его переместили в вестибюль института, чтобы уберечь от вандалов. Это единственный такой идол, который удалось найти в Беларуси. Наши предки поклонялись ему тысячи лет назад.

Большие каменные кресты, характерные для Беларуси, заслуживают внимания. Широко известны такие на Полесье, например, в церкви Турова. На них вешали ленты, лампадки, покрывали платками, жертвовали к подножию монеты, свертки полотна и т. д. По местным преданиям, кресты будто бы сами приплыли тысячу лет назад из Киева, вверх по течению Припяти, а река стала красной от крови. Здесь прослеживаются отголоски кровавой христианизации Полесья, сведений о которой в письменных источниках не сохранилось. Интересно, что кресты, имеющие в высоту больше двух метров, обычно рассмотреть невозможно, поскольку, являясь чрезвычайно почитаемым объектом, они спрятаны от глаз под толстым слоем вышитых рушников, являя собой как бы разноцветные живописные стожки из ткани.

Изображение

В былые времена поклониться этим святыням приплывали люди со всей Припяти. Считалось, что кресты чудотворные, излечивают больных. Особенно много больных собиралось к ним на Воздвижение.

Многие из каменных крестов ставили сь в качестве памятников людям. На Лепельщине, у самой дороги, ведущей из Суши в Уллу, стоял большой крест из гранита. На нем была высечена надпись: "1569 тут палі ў поле… паложана 200 жаўнер ва Хрысту поставіў па бітве, па зары…". Во время Ливонской войны здесь состоялась кровавая битва белорусского отряда с захватчиками. После нее и появился на холме над озером Пола этот памятник с надписью. В 1932 году он был взорван динамитом.

Огромные кресты встречались на Полотчине на древних дорогах, на распутьях. Некоторые можно найти в Беларуси и сегодня. И каждый из них - отражение событий в жизни то одного человека, то целого народа.

Изображение
Каменный крест недалеко от деревни Заозерье.


Каменный крест, который еще в середине ХIХ века стоял на Александровской площади Минска, оберегал близлежащие дома от эпидемий, пожаров и других несчастий.

Кресты у нас с первобытных времен. Их ставили в храмах, на былых языческих капищах, курганах, местах массовых крещений, перекрестках, на окраинах деревень и городов. Они и должны были оберегать людей от эпидемий и врагов.
Значительная их часть в 30-е, в период борьбы с религией, уничтожена.

Вот такие интересные истории, рассказы, легенды существуют о камнях и каменных крестах, что встречаются на просторах Беларуси, о которых мы так мало знаем, и которые при надлежащем внимании могли бы составить немалую часть туристического впечатления о нашей стране.

Изображение

Изображение







Изображение





Изображение

Изображение

Автор:  Андрей Коровянский [ Вс апр 03, 2011 10:20 pm ]
Заголовок сообщения:  Re: Минск - Музей Валунов

Виктор КОРБУТ
Ничто не вечно под луной. Только камни

Чтобы гордиться своей землей, необязательно жить среди знаменитых замков или в окружении пирамид. Наши, например, валуны - тоже большая тайна. Чем могут привлечь внимание какие-то камни? Но ведь восхищаемся же мы незамысловатой архитектурой всемирно известного Стоунхенджа. И не догадываемся, что и у нас есть свой древний астрономический центр. Расположен он недалеко от Полоцка, рядом с деревней Бикульничи на берегу озера Яново. Камни, все одного красноватого цвета, выложены в виде буквы "П" и смотрят прямо на гору Волотовку, что возвышается над Яновским озером. Это тоже, считают ученые, не случайно. Местные жители о существовании белорусского Стоунхенджа вряд ли догадываются, но память о полузабытой традиции сохраняют, собираясь раз в год в таинственном месте у купальского огня.

Камень в нашем народе почитаем издревле. Как огонь и вода, он олицетворял невидимую, но всевластную силу древних богов, неведомых сил, устанавливавших природные законы. Почти в каждой белорусской деревне вам обязательно расскажут десятки историй о валунах, их чудодейственных свойствах, поведают легенды, где главный герой непременно превратится в камень, не исполнив высшей воли...

В народе любят сравнение: много, как камней. Их и вправду в нашей стране не счесть. Но среди тысяч камней есть особенные валуны - памятники природы и истории. Это и массивные ледниковые глыбы, и валуны из языческих святилищ, и просто камни причудливой формы. Самые интересные из белорусских камней собраны в столичном парке-музее валунов. Его создали в 1985 году на окраине Минска в микрорайоне Уручье по инициативе геолога Гаврилы Горецкого, племянника классика нашей литературы Максима Горецкого.

Найти парк несложно, но свыкнуться с мыслью, что это - музей, удается не сразу. Здесь нет обязательного для таких учреждений административного здания, билетной кассы - камни лежат на поверхности, даже не огороженные от внешнего мира. Это, кстати, не лучшим образом отражается на их сохранности. Современная цивилизация, или, вернее, наша нецивилизованность грубо оставляет на них свои следы: молодежные граффити, окурки, бутылки... "Вот создали для общественности музей, - сетует директор парка-музея Валерий Винокуров, - а общественность только мусор разносит".

И все же, несмотря на временные неудобства, парк валунов - одно из лучших мест в городе. Здесь хочется бродить часами, разглядывать, размышлять - столько всего отразилось на их грубых поверхностях. А вместе с тем понимаешь: ничто не вечно на земле - только камни...

В парке при желании и наличии хоть капельки воображения можно совершить увлекательное путешествие по Беларуси. Валуны выложены так, что, если смотреть с высоты птичьего полета, парк-музей выглядит уменьшенной копией республики - своеобразной картой страны. В центре этой каменной страны - гора Дзержинская, ранее Святая, самая высокая точка Беларуси. Почти у самой горы "начинается" Свислочь. Через Свислочь Березиною можно попасть в Днепр, а оттуда "плыть" либо на север, либо на юг. А можно на запад. От Днепра легко перешагнуть к Двине, а оттуда - к Неману.

"Реки" в парке - это пешеходные дорожки. Если хорошо знать географию, то по ним можно безошибочно "приплыть" к любому месту каменной Беларуси. Кстати, каждый камень на карте лежит именно на том условном месте, откуда его привезли в действительности.

Но, по-моему, самое интересное в парке - это коллекция культовых валунов: "следавiко›", "чортавых камян„›", каменных баб. Некогда все они служили связующей нитью между миром людей и миром богов. У них воздавались молитвы, приносились жертвы, вероятно, и человеческие.

Среди камней, которым в древности поклонялись, есть один особенный. Это валун "Дзед": в музей его перевезли лет 10 назад с минского берега Свислочи, с того места, где сейчас расположился лицей БГУ. Всего сто лет назад при этом камне было последнее языческое капище. Но перед самой российско-японской войной капище разрушили, росший рядом священный дуб спилили, а последнего жреца Севастея и вовсе прогнали из города. С тех пор камень осиротел: к нему больше не приходили поклоняться люди... Хотя в истории этой, видимо, точку ставить рано - срок жизни камня несопоставим с человеческой. Нам ли загадывать на сотни лет вперед?

Автор публикации: Виктор КОРБУТ
Дата публикации: 05.09.2002

Автор:  Андрей Коровянский [ Вс апр 03, 2011 10:26 pm ]
Заголовок сообщения:  Re: Минск - Музей Валунов

Легенда про валун "Дзед"
http://minsk-old-new.com/minsk-2907.htm


На окраине Минска, в районе улицы Кошарской (нынешняя Красноармейская), еще в XIX веке стоял лес, о котором рассказывали интересную легенду. У подножия одного из холмов этого леса лежал валун, его еще называли «Дзед». Водяник и Лесовик поспорили, кому будет это место принадлежать. Решили устроить соревнование — кто возьмет огромный валун и донесет его до вершины горы, тот и станет полновластным хозяином. Первым взялся Водяник, взвалил себе камень на плечи, закряхтел, сделал несколько десятков шагов и остановился. Лесовик оказался покрепче: взяв валун, он споро пошел в гору. Водяник понял, что проигрывает, и решил сжульничать, подставил подножку. Лесовик споткнулся, валун упал и сразу врос в землю. Рядом с ним забила криница и вырос дуб–великан. А вскоре люди устроили возле камня языческое капище.

Самое удивительное в этой легенде то, что она имеет совершенно реальное продолжение. Последние жрецы этого капища, отец и сын Севастеи, жили еще в начале XX века. И капище в Минске действительно существовало. Православные священники жаловались тогда на городских женщин: мол, днем они в церковь ходят, а вечером «становятся» язычницами. По преданию, камень «Дзед» помогал бесплодным женщинам.

Капище уничтожили в начале XX века. Отец Севастей умер, а сын был репрессирован в 1927–м. Дуб спилили, источник засыпали. Камень продолжал лежать. После его перевезли в Музей валунов, что в микрорайоне Уручье.

Изображение

Автор:  Андрей Коровянский [ Вс апр 03, 2011 10:28 pm ]
Заголовок сообщения:  Re: Минск - Музей Валунов

Принесенные ледником
Валерий СИКИРЖИЦКИЙ, «Р»

http://www.respublika.info/3933/culture ... 185/print/

Многие из них могли погибнуть либо навсегда оказаться погребенными под слоем земли или асфальта. Угроза быть раздавленным бульдозером надвигалась и на крест Стефана Батория. Во время одного из походов войск Великого княжества Литовского на восток 450 лет назад король сел отобедать на лесной поляне недалеко от местечка Докшицы, где в честь этого события был установлен каменный крест, получивший его имя. На кресте была выбита фигура рыцаря с мечом, щитом и короной над головой, а также инициалы RSB — Rex Stefan Batory. Ученые успели спасти реликвию и перевезли камень-крест из-под Докшиц в Минск. Вскоре его соседом стал и валун «Дзед», или «Стары». Во время обустройства столичной набережной Свислочи возле улицы Первомайской, где на протяжении тысячи лет лежал на берегу реки уникальный камень, его засыпали землей. А ведь валун являлся частью последнего языческого капища. В Европе их — раз-два и обчелся. Но «Дзеду» повезло — его вовремя переселили в семью таких же каменных свидетелей истории…

Минский парк валунов, расположенный на бывшем болоте в микрорайоне Уручье, уникален во всех отношениях. Ничего подобного на просторах всего СНГ, да, пожалуй, и за его пределами, больше не встретишь. На территории в 6,5 гектара размещено 2134 валуна, принесенных на территорию страны ледниками и скрупулезно отобранных создателями парка. Около 2/3 всей площади занимает центральная экспозиция — рукотворная карта Беларуси. «Пришельцы» размещены на ней согласно месту их нахождения: Центрально-Березинская равнина с редкими валунами из сланца комковатого и шведского гранита, Прибугская равнина, в центре которой выложены ворота из трех крупных валунов, Мозырская и Ошмянская возвышенности и другие участки ледникового рельефа республики. Композиции многих участков удобно рассматривать, прогуливаясь по речкам-дорожкам: Свислочи, Припяти, Неману, Щаре… С горы Дзержинской (самая высокая точка Беларуси) открывается вид на Минское море и озеро Нарочь.

Покинув «пределы Беларуси», осматриваем другие экспозиции парка: «Питающие провинции», «Форма валунов», «Петрографическая коллекция». Камни из последней коллекции весьма разнообразны: здесь встречаются и осадочные, и магматические, и метаморфические породы. Однако «гвоздем» экспозиции является единственный из 200 тысяч валунов, изученных геологами, конгломерат вулканического происхождения. Кроме того, на нем есть углубления, сделанные нашими предками для проведения культовых обрядов. Такому уникальному валуну вполне нашлось бы место и в коллекции «Камень в жизни человека».

Данная экспозиция, пожалуй, самая богатая по замыслам, но пока скромная по экспонатам. В ней собрано несколько десятков валунов, которые так или иначе связаны с духовной, культурной и хозяйственной жизнью белорусов. Как считает ученый-хранитель парка валунов, научный сотрудник Института геохимии и геофизики НАН Беларуси Валерий Винокуров, эти экспонаты особенно ценны, поскольку, помимо геологической информации, хранящейся в каждом из них, они были свидетелями многих исторических и культурных событий прошлого:

— Среди них есть пограничные валуны с древними межевыми знаками. Интересно, что, привезенные из разных мест — из Логойского района и с берегов озера Свирь на Сморгонщине, они имеют примерно одинаковую конфигурацию знаков, время нанесения которых — примерно 5—7 тысяч лет назад. Есть примеры обработки валунов в виде жерновов. При осмотре коллекции стоит обратить внимание на гигантский валун диаметром порядка 2,5 метра с высеченной на нем канавкой-бороздкой. Долгое время мы считали, что он являлся заготовкой для будущих жерновов, однако два года назад историк Сергей Витязь заверил нас, что это элемент древней обсерватории: по положению Солнца относительно канавки при восходе наши предки предсказывали погоду и виды на урожай.

Среди ледниковых валунов в столичном парке-музее есть и так называемые руководящие, которые несут важную геологическую информацию об истории образования территории нашей страны. Камни весом от 9 до 12 тонн подсказывают, где зародился принесший их ледник, каким путем он двигался. Также по ним можно определить геологическое строение территории и даже состав почв.

— Валуны — они как дети, все ценные, любимые, с каждым из них связаны личные воспоминания. Мы собирали их на протяжении 10 лет, чтобы затем разместить на экспериментальной базе, — вспоминает Валерий Винокуров. — Отбирались наиболее типичные, характерные для той или иной территории, ну и, конечно же, те, которым грозила опасность. Удивило то, что у простых белорусов сохранилось уважительное отношение к валунам. Давно минули языческие времена, но их почитают до сих пор. Многие имеют свои имена: «Чертов камень», «Степ-камень», «Кравец», «Шавец». И многие нашли себе место в нынешнем парке камней, который является памятником природы республиканского значения.

Увы, процесс обустройства парка, идея создания которого принадлежит одному из первых белорусских академиков Гавриле Горецкому, племяннику классика белорусской литературы Максима Горецкого, остановился в 1985 году. Учеными подготовлен список еще порядка 200 валунов из разных мест страны, которые достойны занять место в парке. Однако о будущей экспедиции речь пока не идет из-за отсутствия финансирования.

Между тем год назад парк наконец-то обрел хозяина. Территория была взята под попечительство УП «Минскзеленстрой» Первомайского района. Сейчас в администрации района обсуждается проект дальнейшего обустройства парка. Предполагается, что парк обнесут забором, по периметру лошадиные повозки будут возить экскурсантов, появятся кафе, рестораны. Планируется также размещение среди камней моделей животных в натуральную величину, которые жили на территории нынешней Беларуси: мамонтов, шерстистых носорогов, большерогих оленей. На отдельных камнях предусмотрено закрепить металлические барельефы скульптора Валерия Янушкевича по мотивам белорусских легенд и преданий, связанных с валунами. И, конечно, надо ожидать организацию очередной экспедиции, которая бы дополнила коллекцию парка камней новыми экспонатами. Ведь для многих из них «прописка» в уникальном музее под открытым небом — шанс обрести вторую жизнь.

Автор:  blodeuedd [ Ср апр 13, 2011 5:40 pm ]
Заголовок сообщения:  Re: Минск - Музей Валунов

Ой какой чудо - как вкусно )))) очень интересно - спасибо Андрей!!!!!

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/