И снова недовольный писал(а):
Что оценивалось:
1.Наличие идеи.
2.Оригинальность.
3.Соответствие проекту.
4.Качество подачи.
5.Композиция сада.
6.Подбор растений.
1.Наличие идеи - неудовлетворительно.
Идея не прослеживается или прослеживается, но в сугубо элементарном представлении.
В глаза бросается акцентирование внимания, в том числе и в названии, на геометрических
формах большинства растений, что само по себе идеей сада быть признано не может.
То же можно сказать и про «идею состояний», что равносильно «идее» смены времен года.
3.Соответствие проекту - удовлетворительно.
Сад не полностью соответствует проекту, в частности:
в проекте отсутствуют, а реально есть: газон, растения на переднем плане;
в проекте присутствует, а в саду нет (или не видно на фото): мощение дорожек.
4. Качество подачи - неудовлетворительно.
Представленные фото за мелкими исключениями выполнены с одного и того же ракурса,
что говорит о нежелании автора по каким-либо причинам демонстрировать другие.
Генплан, техническая иллюстрация, фотографии в деталях не соответствуют друг другу.
И хотя логика подсказывает, что речь идет о вполне определенном саде,
представленные материалы легко вводят в заблуждение:
придумано одно;
спроектировано другое;
создано третье.
Из несомненных достоинств отмечено качество графики.
5.Композиция сада - неудовлетворительно.
В представленной композиции отсутствует доминанта (смысловой центр), являющаяся
необходимым элементом любой композиции. Без доминанты композиция неизбежно превращается
в хаос.
Если предположить, что доминантой является ель справа, то данный выбор по ряду причин следует признать неудачным (см. п. 6).
В целом между растениями нет взаимной соразмерности, каждый элемент появляется только в собственном значении, не подчиняясь общей форме.
Другие недочеты.
Не совсем понятен смысл появления можжевельника (невысокой раскидисто- лохматой формы) в центре композиции. И уже совсем несуразно было размещать перед ним высокую остроугольную форму, визуально разрезающую его пополам.
На дальнем плане заметны круглые стриженные формы, которые при данном ракурсе выглядят
нонсенсом. Интересно, что при наличии других ракурсов, о чем автор почему-то не позаботился,
это вполне могло выглядеть обоснованно.
6.Подбор растений - неудовлетворительно.
Т.к. ассортиментную ведомость прочесть не удалось, растения определялись по фотографии.
Для представления масштаба был изображен человек и обведены те растения, использование
которых применительно к данному саду признано неудачным.
На переднем плане - ель "Хупсии" или "Костер". Растет умеренно быстро. Окончательная высота
10 ... 15 м при ширине 4 … 5 м! В основном используется как солитер. Данная форма для стрижки
не предназначена.
Слева от нее высажены цепью аж пять елей "Глаука Глобоза".
Окончательная высота 1,5 ... 2 м , при ширине 2 … 3 м. В ширину растет быстрее, чем в высоту..
В основном используется как солитер. Для стрижки не предназначена.
За перечисленными выше елями высажена ель сербская. Растение - исключительно
быстрорастущее!
Окончательная высота 15 … 20 м при ширине 2 … 4 м.
Используют как солитер и в группах. Эта форма так же не предназначена для стрижки, хотя и
неплохо ей поддается.
Здесь можно отметить, что существует множество форм медленнорастущих елей,
не нуждающихся в стрижке.
В центре композиции высажен можжевельник раскидистой формы, по картинке определить его
вид непросто, но условно назовем его мож. ср. "Олд Голд" или "Пфитцериана ауреа".
Растет быстро. Окончательная высота 2 … 3 м при ширине 4 … 5 м. Используется как солитер
или в группах в больших садах. Для стрижки не предназначен.
Чуть левее и дальше туи перед можжевельником высажен кипарисовик. В окружении группы из шаровидных туй его рыхлая шапкообразная форма смотрится неуместно.
С левой стороны между горными соснами втиснута, скорее всего, лиственница на штамбе
"Пендула". Растение - быстрорастущее. Окончательная высота 5 … 8 м при ширине 2,5 ... 5 м. Используется как солитер.
Для специалистов, хорошо представляющих окончательный габитус растений, не составит труда представить полную картину через 5..7 лет. Голубые (Хупси или Костер) и сербские ели сравняются, достигнув 10 метровой высоты. Тем самым, утяжелив правую сторону еще больше, в то время как левая часть увеличится в размерах незначительно.
Ели "Глаука Глобоза" достигнут в ширину 2-х м, поглотив самих себя и окружение из шарообразных посадок.
Можжевельник накроет с головой все посадки в радиусе до 3 м.
Кипарисовик скорее всего "сгорит" в неравном бою, т.к. плохо приспособлен для нашего климата.
Лиственница нависнет над соснами, спрятав их под собой.
Надо понимать также, что плакучие формы настолько притягивают взгляд, что им вообще очень сложно подобрать подходящих партнеров.
В целом посадки распадаются как по массам, так и по цвету: свободнорастущая посадка из группы елей на переднем плане диссонирует на фоне плотных геометрических силуэтов, а голубой цвет выбивается из композиции изумрудных оттенков.
Визуальный потенциал растений в рамках этой схемы уничтожит сам себя со временем.
Вернемся к Гран-При.
Именно утверждение о поданной свыше исключительности автора предписывает ему права на произвол в создании якобы художественных форм. Спекулятивное «обыгрывание» мнимой творческой свободы, задающей вектор развития, ведет в итоге к разрушению и дегенерации
только-только встающего на ноги ландшафтного искусства, если признать за правду оказываемое влияние на отечественную ландшафтную индустрию в целом, что конечно далеко не соответствует
действительности.
Значение композиционных знаний вообще и в ландшафтной архитектуре в частности велико и с каждым годом будет только возрастать.
Большое спасибо за аргументированную позицию.
Поскольку приняла участие в обсуждении, то тоже внимательно рассматривала фотографии, и от меня не укрылись ни будущие размеры елей, ни штамбовая лиственница, ни вопиюще-раскидисто-не-геометричный можжевельник на втором плане.
Я часто фотографирую свой сад и сады, в которых бываю, смотрю фотографии известных садов, сделанные разными людьми. Ракурсов, в которых сад смотрится выгодно не много, обычно, они определяются с первого взгляда и все фотографируют с одних точек. У этого сада таких точек нет. На торт лучше смотреть сверху. На сад, как правило, смотрят с высоты человеческого роста.
Стенд смотрится хорошо. Фотографии красивые, полиграфия отличная. Но ведь конкурс не на лучшую фотографию сада!
Согласна с Вами, что знание основ композиции и понимание неравномерности изменения масштабов растений в композиции очень важны при создании садов.
Я начинающий дизайнер, мучаюсь над своими проектами, сомневаюсь, боюсь ошибиться. Но меня греет мысль, что есть люди, которые уже прошли этот путь и творят безошибочно, легко создавая цветовую гамму, структуру и образ сада. И я понимаю, что вдумчиво работая, можно прийти к состоянию легкости исполнения. Работы таких людей хочется рассматривать, находить нюансы, дополняющие впечатление. На них можно учиться.
Сад, о котором мы говорим, плохо исполнен, но хорошо подан. Хорошо только на первый взгляд, но два раза никто не смотрел. Его признали фаворитом с первого взгляда.
Цыганщина.
Гран-при можно было не присуждать. Ведь работа, заслужившая такое звание, должна быть достойна подражания, а на этой работе нельзя учиться.